четверг, 4 августа 2016 г.

2 августа

Ильин день. Илья пророк два часа уволок. Сегодня ходили с дочкой купаться два раза. Вернее ездили на велосипедах. Гроза собиралась под вечер, но так и не собралась. Вышивала весь день. Хорошо-то как... В общем - воскресенье лета началось.
Теперь про поездку в Тулу.
Съездили на три дня. Впечатлений масса и все хорошие. Замечательно вот так уехать из дома только вдвоем и снова побыть не родителями и не детьми. Без обязательного "надо", а только с необязательным "хочу".
Музей-усадьба Поленово.
Часа полтора езды от Тулы. Дом-усадьба художника В.Д.Паленова.


 
 

 
 Вообще, одна удивительная вещь. Сначала, когда только планирую маршрут поездки, рассматриваю фотографии тех мест, куда планирую поехать. И все там кажется ну... таким далеким и не реальным. А потом едешь-едешь и вот раз... и видишь, что это место есть, оно вот такое и оно становиться как бы частью моего мира. Я могу представить как там будет осенью и зимой... И как там вот прям сейчас. Здорово.
 В 1887 году, по дороге в Крым, из окна вагона Поленов увидел Оку, и раз и навсегда попал под обаяние этой дивной реки. «Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше, – писал художник жене. – Вот где бы нам поселиться». И, несколько дней спустя, возвращается к этой теме: «Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…».
 Почти три года шли переговоры о покупке, и весной 1890 года Поленовы стали обладателями усадьбы и 80 десятин земли, переехали во временно поставленный одноэтажный бревенчатый, с мансардой флигель, и это было началом жизни на берегах Оки. Сразу же начались хлопоты об обмене бёховской земли на песчаный холм. Хотя это был пустырь, но земли принадлежали крестьянской общине села Бёхова. Продавать землю община права не имела, и Поленов договорился с крестьянами об обмене: за одну десятину столь приглянувшегося ему холма он отдавал двойное количество пахотной земли. Теперь оставалось приняться за устройство того «поместьица», о котором Поленов так долго мечтал. Все эти пять лет, наполненные хлопотами о приобретении Старого Бёхова и обмене земель, мысли Поленова были поглощены будущей усадьбой, ее строительством. Он уже точно знал, каким будет его дом, в котором все будет устроено согласно привычной жизни, наполненной трудом; дом, который будет очагом искусства и пристанищем для многочисленных друзей и учеников: «Я уверен, что деревенская жизнь, как мы с тобой её понимаем, принесла бы нам, ребятам и многим другим – пользу. Мне кажется, что мы теперь друг друга лучше понимаем, чем прежде, и бытьё в деревне могли бы устроить близко к нашему пониманию. Ты ведь знаешь, что я тебя люблю больше всего на свете, а я знаю, что ты меня также любишь, поэтому, если нам улыбнется судьба, мы с тобой счастливо поживём», – так написал Василий Дмитриевич жене Наталье Васильевне.
  Следующие фото с  сайта музея.

 Н. В. Поленова с детьми перед новым, ещё не оштукатуренным домом-музеем. 1892 г.

Все-таки фотография - величайшее изобретение. Вот люди вышли из дома, выстроились перед фотокамерой и в следующую минуту вернутся в дом и каждый займется своим делом. И пролетят годы, а на фотографии они все будут стоять около нового дома не зная , что у них впереди и как сложатся их жизни.

Большой дом. Начало 1900-х гг.
И именно по этому я стараюсь снять вид из окон. Мне нравиться думать , что хозяева этого дома смотрели на те же виды, а может быть и рамы те же. И подоконник помнит тепло рук.

 На двери вырезан год постройки дома.
 Дом очень теплый и уютный. Здесь жила большая, дружная семья талантливых людей. Фотографировать можно было только без вспышки, поэтому фотки получились столь печальные. Но за то - мои.
БиблиОтика. Так комнату называли на старинный лад.


Дальше фотографии с сайта музея - все там так и есть.
Поленовское собрание русской живописи составлено было благодаря установившемуся в кругу художников обычаю: обмениваться этюдами и эскизами к задуманным картинам. Их авторы – художники, составившие славу русского искусства, а для Поленова это были люди близкие – друзья: И. Шишкин, В. и К. Маковские, Н. Ярошенко, И. Прянишников, А. Боголюбов, и ученики: К. Коровин, И. Левитан, С. Иванов, С. Малютин, И. Остроухов, Е. Татевосян, М. Якунчикова… За десять лет преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества В. Д. Поленов сплотил вокруг себя и своего дома яркую, одаренную молодежь: в доме Поленовых в Москве устраивались рисовальные вечера и акварельные утра. Трогательная забота Поленова об учениках, его постоянное внимание к их нуждам и действенная помощь (включая материальную) снискали ему большое уважение и признательность.
Экскурсовод очень интересно рассказывала об истории появления картин в этом доме. Вообще, каждый предмет мебели и каждый кусочек интерьера - со своей историей. Очень интересно.

 
 
 


А это столовая. Каждую тарелочку на стене можно рассматривать долго. Все это работы талантливых художников, про каждый предмет можно рассказывать и рассказывать.







Кабинет.
Интерьер Кабинета в основном сохранен в том виде, как это было при жизни художника. Здесь стоят фисгармония и пианино, возле которого устраивались домашние концерты, и за которым Поленов работал над своими музыкальными сочинениями. Музыка занимала огромное место в жизни и творчестве Поленова.
Над дверью висит большая картина с собакой. Это «Собака Робка» (1860). Это одна из первых работ Паленова , еще практически ребенка.
Шкаф сделан по эскизам В.Д.

 В витрине коллекция оружия.




Пэйзажная. При жизни В.Д. Здесь была спальня жены художника.
« Эта экспозиция была задумана детьми Поленова, и составлена в послевоенные годы сыном художника Дмитрием Васильевичем – первым директором музея. Этюды раннего периода соседствуют здесь с шедеврами – «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег. Из окон пейзажной открывается – в перспективе широкой просеки – изумительной красоты вид на Оку и ее противоположный берег, на тарусские заливные луга и пойму речки Скнижки. Сейчас с трудом верится в то, что эта величественная панорама – дело человеческих рук. Взглядом большого художника – провидца смотрел Поленов на будущее голого холма и, разбивая парк, сажая деревья, оставлял просеки, создающие сейчас тот особый настрой мыслей и чувств, который испытывает человек, очарованный видом из окна Пейзажной». Ф. Д. Поленов.

Вид из окна, а там еще и балкончик. Видна крыша Аббатства - мастерская художника.
 

А это то самое Аббатство.
Все настоящее. Его краски  и Его кисти.

 
Разве можно было не заехать в Бехово. 2 км от усадьбы. К этому времени пошел дождь, и сама церковь была закрыта. Но посмотреть на это чудо надо было обязательно.
Строительство было начато в 1904 году и завершено осенью 1906 года. Освящена была церковь во имя Святой Троицы в 1907 году. Поленов сам спланировал и здание и внутренний интерьер. В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И. Е. Репин, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин, М. В. Якунчикова, Е. М. Татевосян, Н. В. Поленова и, конечно, сам художник.
 
В 30–е годы церковь была частично разрушена и закрыта. Осенью 1941 года, когда линия фронта прошла через Поленово и Бёхово, церковь сильно пострадала. В 1965 году она была взята под охрану как памятник архитектуры, и с 1975 года в ней проводились реставрационные работы. Здание Троицкой церкви села Бёхово было полностью восстановлено. С 1985 года церковь, как филиал музея, была выставочным залом, а с августа 1990 года церковь живет своей настоящей жизнью: в ней проходят службы.
 

 
 Рядом, на погосте могила художника.  Все просто.
 
 
И еще хотела сказать про жену Василия Дмитриевича. Она замечательная, вообще у каждого замечательного мужчины, обязательно рядом , за плечом стоит замечательная женщина. Такой для Поленова стала Наталья Якунчикова.
 
"... Чтобы развеяться и почувствовать какую-никакую поддержку, Василий Дмитриевич все чаще ездил к Мамонтовым. Там было хорошо, тепло, дружественно. И там любящие девичьи глаза по-прежнему смотрели на него, хотя он этого и не замечал. Наташе Якунчиковой, кузине жены Саввы Мамонтова, было немногим за двадцать. Поленов с первых появлений в усадьбе стал для нее «самым близким сердцу человеком», как писала Наташа двоюродной сестре. И вот он вернулся из-за границы — грустный и растерянный...
Наташа страдала, оттого что не в состоянии ничем помочь, но что она могла? Только подарить Василию Дмитриевичу себя, но тот даже не подозревал о ее чувствах, хотя уже
рисовал однажды ее карандашный портрет. Рисовал и не видел, что она под его цепким взглядом художника то и дело вспыхивает и быстро опускает глаза.
...В Абрамцеве заканчивали строительство церкви, проект которой сделали Поленов и Виктор Васнецов. Надо было заняться ее украшением, и Елизавета Григорьевна решила вместе с сестрой вышить хоругви. А выполнить рисунки для них попросила, конечно, Поленова. Тогда-то, во время совместной работы с Наташей, у него наконец открылись глаза: он, почти сорокалетний уже мужчина, все понял. Признаться, к этой девочке у Поленова не было того жара, что он испытывал к Марусе Оболенской или к Марии Климентовой, но с Наташей ему делалось хорошо и спокойно. По всему выходило, что надо жениться. И вскоре после того, как освятили церковь, Василий Дмитриевич и Наташа Якунчикова венчались в ней."
От этого брака родилось шесть детей: двое сыновей (один из которых, Федя, умер во младенчестве) и четыре дочери.
Писать еще можно очень много. И про то, что директорами музея-усадьбы всегда были и есть потомки В.Д.Поленова, про их нелегкую битву за сохранение и дома и парка, всего этого прелестного уголка.
И про восстановление дома после Великой Отечественной войны. Фронт проходил прямо тут. Перед домом стоит камень с именами оборонявших. Тут тоже целая история.
В итоге могу сказать - все это как прикоснуться к той, старой, дореволюционной России, к культурному слою истории , которого сейчас нет.

1 комментарий:

  1. Спасибо большое за рассказ! Мне так понравилось, я обязательно должна там побывать!

    ОтветитьУдалить